Еврозона на фоне санкций против России столкнулась с небывалыми для последних десятилетий показателями инфляции.
По оценкам Nordea Bank, инфляция в еврозоне ускорилась до 8,1% в мае. Две трети этого показателя обеспечили высокие цены на энергоносители и продукты питания. Базовая инфляция также ускорилась и составила в мае 3,8%. Это тоже рекордный показатель, обновившийся после апрельских 3,5%.
Для сравнения, в России инфляция к концу апреля достигла 17,7%. И как заметил на этот счет доктор политических наук, профессор Игорь Скурлатов, в европейских и российских показателях инфляции разница не только в цифрах.
В Германии инфляция в мае составила 8,7% в годовом исчислении, во Франции – 5,8%. А в Испании потребительские цены подскочили на 8,5%. Но в то же время нельзя забывать, что правительства западных стран в связи с этим каждый месяц начисляют гражданам выплаты в размере от 30% до 100% от зарплаты. Дело в том, что показатель инфляции 8,7%, действительно, очень неприятный. Он означает, что каждый месяц всё дорожает более чем на 0,7%. То есть условно, если в ЕС картошка на российские рубли в апреле стоила 30 рублей, то в мае – уже 30 рублей и 20 копеек. Этого достаточно, чтобы государства платили людям компенсации. «Потому что на Западе социальные государства. Еще со времен Холодной войны между Западом и СССР, когда в Европе расцвел настоящий социализм», – пояснил Скурлатов.
В России картина несколько другая. В феврале картошка прошлогоднего урожая стоила 30 рублей, а после начала спецоперации на Украине – 60 и более. То есть, по некоторым позициям инфляция получилась отнюдь не 17%, а все 100%. Если всерьез посчитать, по итогам года реальная инфляция представляется даже не двузначной, а трехзначной.
Сейчас рост цен несколько затормозился. Покупательская способность населения снижается. У людей попросту нет денег покупать продукты по нынешним ценам с прежними доходами в привычных объемах. Ввиду этих факторов в годовом исчислении инфляция падает, «но уверено держится в районе (пока) 800% годовых».
В то же время с поддержкой граждан в России обстановка похуже, чем в ЕС. Почти три месяца потребовалось, чтобы довести идею о внеочередной индексации пенсий (на 10%) до конца. Если пенсионер получал ранее 20 тысяч, то с июня – уже 22. На первый взгляд цифра неплохо выросла, но в реальности, с теми ценами, которые магазины предлагают на своих полках, помощь получается небольшой.
«Всю тяжесть санкций и неэффективного управления хозяйством страны несет простой русский народ», – посетовал Скурлатов и обратил внимание на то, как на российском телевидении любят рассказывать про экономические трудности в еврозоне и ужасное положение населения ЕС.
Рейтинг
статьи