Продление Россией продовольственного эмбарго негативно сказывается на конкуренции, что влечет за собой не только рост цен, но и ухудшение качества продукции, считают авторы исследования «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли», подготовленного аналитическим центром при правительстве России.
Россия в августе 2014 года ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции, в том числе из ЕС. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция. В конце июня власти решили продлить эмбарго до 5 августа 2016 года, исключив из списка молодь устриц и мидий, запретив ввоз любых сыров и ужесточив правила ввоза безлактозных молочных продуктов.
«Результатом ограничения конкуренции с импортной продукцией явился не только рост цен, но и снижение качества продукции. Без обеспечения внутренней конкуренции оба эти эффекта в долгосрочной перспективе будут только усугубляться», – утверждают авторы исследования, сообщает РИА Новости.
По их словам, помимо введенного эмбарго, значительное влияние на цены и динамику отечественного производства оказали девальвация российского рубля во второй половине 2014 года, а также последовательное субсидирование АПК в последние несколько лет.
Эмбарго наряду с девальвацией рубля стало дополнительным фактором роста цен на продовольственные товары на внутреннем рынке, говорится в исследовании.
«В мае 2015 года средние потребительские цены на говядину выросли на 23% к маю 2014 года, на свинину – на 22%, на сыр – на 20%, на рыбу замороженную неразделанную – на 38%, на морковь – на 39%, на яблоки – на 37%, на крупы и бобы – на 49,2%», – отмечают авторы.
При этом, цены на товары, которые не подпали под эмбарго, росли не меньшими темпами, отмечено в исследовании. Несмотря на экспертные оценки о том, что к июню влияние девальвации на цены было исчерпано, все еще сохраняется риск того, что к концу года удешевление российского рубля снова негативно скажется на потребительских ценах.
По словам авторов, эмбарго лишь усилило ранее сложившиеся ценовые тенденции на рынках мяса и рыбы. В свою очередь рост цен на молочную продукцию и яблоки стал непосредственным результатом сокращения поставок импортной продукции и снижения конкуренции на российских рынках.
Прироста производства недостаточно
Несмотря на широкий потенциал замещения импорта за счет выбывшей с российских рынков продукции, отечественное производство в настоящее время растет точечно, преимущественно в секторе по производству мяса и молочной продукции, что стимулирует также развитие перерабатывающих предприятий, полагают авторы.
«Успехи в наращивании объема отечественного производства во многом обусловлены сделанными ранее инвестициями. Продление продовольственного эмбарго еще на один год дает дополнительную возможность отечественным производителям как для адаптации к непростым экономическим условиям в стране, так и для реализации процесса импортозамещения», – говорится в исследовании.
Однако прироста производства недостаточно для компенсации выпавших объемов импорта, считают авторы. В свою очередь фактическое отсутствие импортных товаров на рынках обеспечило спрос на произведенную продукцию отечественных производителей, которого в условиях добросовестной конкуренции с импортом могло и не быть.
Эксперты аналитического центра выделили несколько экономических факторов. Во-первых, производство ряда продуктов – например, мяса крупного рогатого скота и рыбы – связано с длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов. Во-вторых, производственный цикл может значительно превышать годовой период эмбарго, что отрицательно влияет на стимулы к инвестициям в выпускающие мощности, а объявление о продлении эмбарго на год повышает стимулы к инвестированию со стороны производителей, однако вновь ограничивает горизонт планирования годовым периодом.
Не менее важно, что рост процентных ставок в значительной степени ограничил возможности производителей привлекать кредиты не только для инвестиций, но и для пополнения оборотных средств. И, наконец, выросли расходы на закупку импортного сырья для производства (инкубационных яиц для птицеводства, племенного скота и кормовых добавок в молочном животноводстве, мальков и оплодотворенной икры лососевых, семян картофеля, сахарной свеклы, кукурузы), кроме того, ожидается рост цен на фураж.
Между тем глава Минсельхоза России Александр Ткачев ранее говорил, что санкции ЕС формируют «тепличные условия» для российского сельского хозяйства. При беспрецедентной государственной поддержке пружина санкций выстрелит в пользу России, уверен он.
По его мнению, получится синергетический эффект: к краткосрочным успехам в отечественном сельском хозяйстве теперь добавятся и среднесрочные – от тех проектов, результативность которых можно получить спустя время.
Отрасль научилась жить в условиях санкций, и любой подобный кризис делает ее только сильнее, наращивание объемов выпуска по тем сельхозпродуктам, которых Россия производит недостаточно, должно достичь своих максимумов к 2020 году, напоминал Ткачев планы министерства.
Рейтинг
статьи